Богу богово

Богу Богово

На своем последнем нашумевшем альбоме «Yeezus» Канье Уэст заявляет, что он — Бог, поставив, таким образом, если не точку, то точку с запятой в истории отношений музыкантов со Всевышним. В связи с этим «Trill» вспоминает другие интересные примеры этих отношений.


Johnny Cash «Spiritual»

Джонни Кэш

О Джонни Кэше можно говорить часами, но если попытаться охарактеризовать его коротко, выделив главное, то достаточно сказать две вещи: он был отчаянным богобоязненным грешником и пел чужие песни лучше оригиналов. Оба эти качества ярко проявились в его исполнении композиции «Spiritual» группы Spain. «Иисус, я не хочу умирать в одиночку» — пропевает Кэш под деликатную полуакустическую аранжировку Рика Рубина, будто опасающегося спугнуть этот мощный и грандиозный баритон, который, однако, может угаснуть в любую секунду. Когда наркоман, лжец и прелюбодей Кэш взывает: «Я знаю, я грешил, но, Господи, я страдаю» — ему веришь охотнее, чем фронтмену группы Spain Джошу Хадену.

Nick Cave & the Bad Seeds «Oh My Lord»

Ник Кейв

В своем творчестве хмурый австралийский джентльмен Ник Кейв нередко затрагивает религиозные вопросы, но «Oh My Lord» с альбома «No More Shell We Part», пожалуй, самое цельное и окончательное высказывание музыканта на эту тему. Это торжественный и масштабный (он длится ни много ни мало семь с половиной минут) минорный госпел, в котором нашлось место и трагедии и юмору. В самый напряженный, кульминационный момент Кейв взывает: «Я ненавижу их всех за то, что они сделали с тобой, Господи».

Hiss Golden Messenger «Jesus Shot Me In The Head»

Hiss Golden Messenger

Первые звуки этой песни — неторопливые барабаны, тревожные акустическая гитара и скрипка — появляются на фоне оглушительного шума ливня. «Эй, ребята, вы слышали новость? Иисус застрелил меня в голову» — поет Майкл С. Тейлор и в его голосе нет возмущения, но и смирения, впрочем, тоже. Эта композиция о том, как человек спокойно принимает то, что с ним происходит, и продолжает двигаться дальше: «Я опять в пути, да, снова в пути» — выдыхает Тейлор в припеве, будто намекая, что пуля в голове — вовсе не конец дороги.

John Lennon «God»

Джон Леннон

Группа The Beatles, несмотря на свой статус небожителей в рок-музыке, очень аккуратно обходила тему религии в своем творчестве. Правда, один раз Джон Леннон ляпнул, что The Beatles популярнее Христа, за что получил лучи ненависти от многочисленных христиан по всему миру. Перестав быть «битлом», Леннон выпускает в 1970 году на редкость искреннюю сольную пластинку, где одним из центральных треков является песня «God».

Она начинается с признания, что «Бог — это концепция, которой мы можем измерить нашу боль» — неплохо для парня, который еще несколько лет назад пел про непреодолимое желание подержаться за девичью руку. Далее музыкант перечисляет то, во что он не верит — это и Библия, и Иисус, и даже сами The Beatles. А верит Леннон только в Йоко и в себя, мечты ушли — и он стал другим.

Совпадение это или нет, но Бог забрал Леннона к себе через 10 лет после выхода этой песни, когда тот находился на новом пике своего творческого развития.

Madonna «Like a Prayer»

Мадонна

Мадонна всегда меняла амплуа с пугающей легкостью — блудница-притворщица из «Like a Virgin», меркантильная чертовка из «Material Girl» — в «Like a Prayer» она будто по божьему проведению превращается в кроткую праведницу, уповающую на всевышнего. Впрочем, в этом образе, как и в любом другом, миссис Чикконе выглядит органично и естественно — в искусстве перевоплощения ей никогда не было равных. Что касается песни, то это стопроцентный радио-хит с элементами госпела, не лишенный духовной начинки. В конце восьмидесятых «Like a Prayer» наверняка стал основным доводом подростков в их споре с родителями, бранящими на чем свет стоит Мадонну.

Modest Mouse «Cowboy Dan»

Modest Mouse

Главный трек с уже ставшего классикой альбома «Lonesome Crowded West». «Ковбой Дэн» — кличка приятеля отца фронтмена Modest Mouse Исаака Брока, но песня не про него, просто музыкант решил, что это отличное имя для колоритного персонажа. Здесь Ковбой Дэн «едет в пустыню, стреляет в небо и говорит: «Господи, если я должен умереть, то и ты должен умереть». «Не думаю, что я говорил это в шутку» — поясняет Брок в одном из интервью. — «Я действительно думал о том, почему люди, разочаровавшиеся в Боге, не стреляют в него, как Ковбой Дэн».

Nine Inch Nails «Closer»

Трент Резнор, Nine Inch Nails

Самая известная песня из обширного каталога Трента Резнора, завоевавшая популярность во многом благодаря провокационной лирике и столь же провокационному видеоклипу, поставленному режиссером Марком Романеком. Несмотря на то, что многим эта композиция запомнилась фразой «Я хочу трахать тебя как животное», смысловым центром песни является строчка «С тобой я чувствую себя ближе к Богу», которая, к тому же, дала название треку.

Ремикс на «Closer», в котором вокальная дорожка почти отсутствует, звучит в открывающих титрах триллера Дэвида Финчера «Семь». Единственные слова, которые в этой версии слышны четко и ясно — все та же титульная фраза.

The Roots «Dear God 2.0»

The Roots

«Dear God 2.0» — композиция о поиске Бога в современном мире с полного звезд одиннадцатого альбома группы «How I Got Over». Она открывается хрупким голосом Джима Джеймса, вокалиста группы My Morning Jacket, который поет: «Мой Боже, я так стараюсь достучаться до тебя». «Они говорят: он занят, оставайтесь на линии» — подхватывает эмси Black Thought. — «Можете считать меня сумасшедшим, но я думал, он может читать мысли. Пожалуйста, пошли мне знак».

Patti Smith «Gloria»

Патти Смит

Патти Смит выпустила дебютник «Horses» в далеком 1975-м. Композиторский дар певицы, ее изящная, полная аллюзий интеллектуальная лирика, подкрепленные внушительной командой (взять хотя бы Джона Кейла в продюсерах и Роберта Мэпплторпа в качестве официального фотографа), позволили сделать классическую запись — «Horses» стала своеобразной предтечей развития нью-йоркской панк-сцены. Центральным же номером пластинки единодушно была признана «Gloria: In Excelsis Deo / Gloria (version)», состоящая из двух частей и отсылающая к одноименной христианской молитве, которая входит в состав католической мессы латинского обряда. И если вторая часть композиции — не что иное, как кавер трека Van Morrison, то первая принадлежит перу самой Смит и знаменательна вопиющей для добросердечных христиан строкой «Иисус умер за чьи-то грехи, но не за мои». По законам жанра Смит сильно досталось за такую вольность; фраза же стала афоризмом и нередко цитировалась другими артистами, из последних примеров — «Somedoby’s Sin» из нового альбома Трики.

Spiritualized «Life Is a Problem»

Джейсон Пирс, Spiritualized

В течение 2010 года фронтмен группы Spiritualized Джейсон Пирс проходил лечение тяжелого заболевания печени, принимал экспериментальные лекарства и несколько раз находился при смерти. Именно в этом состоянии он писал материал для новой — великолепной пластинки «Sweet Heart Sweet Light», которая вышла в апреле 2012 года. Одним из лучших треков на ней является номер «Life Is a Problem», в котором Пирс просит Иисуса забрать его из этого мира. Хорошо, что спаситель не прислушался — иначе у нас бы не было ни этой пластинки, ни этой песни.

Аквариум «День Радости»

Борис Гребенщиков

После распада классического Аквариума образца 1980 года, Борис Гребенщиков начал писать песни, чья мелодика основывалась на русской народной музыке. Пластинка, в которую вошли эти композиции, так и называется — «Русский Альбом». Сам музыкант говорил про него так: «Типично русский взгляд — на церковь сквозь бутылку водки». Эти песни являются даже не столько взглядом, сколько прямым обращением простого человека к Господу. «День Радости» была написана в этот период, но в пластинку не вошла, а была выпущена позже в качестве бонус-трека. В ней Гребенщиков фантастически тонко и точно описывает отношения россиянина со Всевышним: «Это ж, Господи, зрячему видно, а для нас повтори: Бог есть свет и в нем нет никакой тьмы».