«Ошибочные представления о будущем»: интервью с Air

Air

В 1902 году кино было относительно новой концепцией. Прошло всего лишь семь лет с тех пор, как братья Люмьер продемонстрировали первый в истории киноролик «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», который, по легенде, посеял массовую панику среди первых кинозрителей. Тем не менее, именно в 1902 году Жорж Мельес выпустил на экраны «Путешествие на Луну» (Le Voyage dans la Lune), став, возможно, не только первым режиссером «авторского» кино, который включил в свой фильм спецэффекты, но и первопроходцем жанра научной фантастики в кинематографе. Джордж Лукас своих дней, Мельес уже 110 лет ассоциируется с космическими исследованиями в кино. Можно допустить, что Air являются его коллегами по этому цеху в музыке.

Изначально черно-белый фильм был затем раскрашен вручную. Его утерянные копии были найдены в Испании в 1993 году и восстановлены шесть лет спустя. Намереваясь провести премьеру реставрированной версии на Каннском кинофестивале в 2011 году, кинофонды Groupama Gan и Technicolor обратились к Air с предложением о создании нового саундтрека к картине.

Жан-Бенуа Дункель (Jean-Benoît Dunckel) и Николя Годэн (Nicolas Godin) рассказали об этом проекте и его продолжении в виде полноценного альбома, и мы начали с вопроса, повлияло ли на их решение особое положение фильма во французской культуре, или это была их страсть к кинематографу?

Air - La Voyage Dans La Lune

Air - La Voyage Dans La Lune

Air: При записи альбома нужна какая-то общая идея, и когда тебе предлагают принять участие в подобном проекте, ты сразу соглашаешься. Иначе это просто набор песен, которые не имеют между собой ничего общего, так что хорошо, что есть нечто, что объединяет их.

Но, да, мы большие фанаты кино в целом, и мы знали о Мельесе и раньше, потому что этот эпизод, где космический корабль врезается в луну – это классика. Кроме того, Мельес имеет большое влияние в кино, например я знаю, что Скорцезе – его поклонник (фильмы Мельеса – центральная тема новой картины Скорцезе «Хранитель времени»), как и Спилберг, и «Звездные Войны» Лукаса создавались также под его влиянием. Он изобрел научную фантастику, спецэффекты, к тому же засветиться на таком крупном мероприятии, как Каннский кинофестиваль – мы не могли отказаться.

Хотя первый публичный показ фильма со звуком состоялся в Париже за два года до выхода «Путешествие на Луну», первый коммерческий киносеанс с демонстрацией звуковых короткометражек прошел лишь в 1923 году в Нью-Йорке. А фильмы Мельеса всегда сопровождались закадровым текстом, который озвучивали в кинотеатре. Так что работа Air – первый официальный саундтрек фильма. Будет ли он заменять закадровый текст?

Air: Да. Но была проблема с первой сценой, в которой диктор объяснял что к чему, а на экране в это время не происходило ничего интересного, и было сложно заменить речь диктора музыкой. Но после этого в фильме начинается движение, так что исчезновение диктора – это уже не проблема. Но так как мы не хотели использовать диалоги, мы наложили несколько партий, и в конце эпизода получили некую избыточность, но в остальном в фильме все звучит хорошо.

Интересно, что Годэн указывает на затруднения в первой сцене фильма. Это поясняющая статичная сцена, снятая одним планом, в которой французские ученые делятся идеями по поводу полета и изготовления ракеты. Но, несмотря на это, саундтрек открывается «Astronomic Club» и «Seven Stars», двумя наиболее мрачными пьесами по стандартам Air. В чем заключалась идея использования самых драматически напряженных частей альбома в этом эпизоде, а не в кульминационных моментах повествования?

Air: Они находились в этой старой… церкви? В этом большом помещении, так что мы хотели использовать трек с битами и реверберацией, чтобы можно было ощутить пространство. И если вы заметили, в фильме присутствуют громкие ударные с реверберацией, но в альбоме реверберации нет, потому что вы не видите картинку с большим помещением, и эффект обширного пространства уже не нужен.

Nicolas Godin, Air

Nicolas Godin, Air

Конечно, можно сказать, что саундтрек – это замена закадрового текста, но различные научные школы расходятся в своей теории о значимости этого фильма. Простая ли это история, сопровождающая демонстрацию технических свершений Мельеса? Или это более аллегорическое повествование с ракетой — фрейдистским фаллическим символом, бьющим в глаз луне; или чествование бахвалящихся астронавтов? И как все это можно было выразить?

Air: Возможно, это было сделано ради развлечения, но у Жоржа Мельеса у каждой мелкой детали есть своя история. Например, у каждого персонажа есть зонт – это отсылка к рассказам Жюля Верна и Герберта Уэллса. А космический корабль, похожий на снаряд, ударяющий и повреждающий поверхность луны – Мельес также имел в виду и нас, разрушающих природу. Мы прибываем куда-то, воюем и убиваем, я думаю, это хорошая аллюзия к тому, чем занималась Европа в Африке в 1902 году.

Было ли сложно развить саундтрек к фильму в полноценный альбом?

Air: Нет, мы даже растерялись, когда закончили работать над саундтреком, потому что он был слишком коротким. Мы почувствовали облегчение, типа «круто, а можно и продолжить». Альбомный формат нам более удобен и привычен, мы как будто берем слушателя за руку и ведем на экскурсию. Для производства музыки к фильму на 14 минут у нас был дедлайн в три недели, а затем мы без всякой спешки дополнили его тем, чем посчитали нужным.

Саундтреку к «Путешествию на Луну» трудно избежать сравнения с дебютным альбомом Air «Moon Safari» («Лунное сафари», 1998). Думали ли вы об это во время работы над музыкой к фильму, или пытались избежать аналогий?

Air: Да, я сказал себе: «Что, опять луна? Что нам опять с ней делать?». Оба проекта были сделаны под влиянием научной фантастики, этими ошибочными представлениями о будущем. Мы выросли с чувством утраты иллюзий. Мы из поколения, которому лгали про то, что когда нам будет 30 лет, мы будем жить в космической колонии на какой-нибудь другой планете, но этого не произошло. В детстве все только и говорили про 2000-й год, про чудесное будущее, но ничего не изменилось, кроме появления iPad. Это печалит наше поколение.

Jean-Benoît Dunckel, Air

Jean-Benoît Dunckel, Air

Слушая новый альбом, становится ясно, что европейская поп-музыка уже не имеет былого влияния на Air. Слышится сдвиг в сторону английского и американского рока 60-х, в таких треках, как «Parade» и «Sonic Armada». И лишь «Moon Fever» и пара других песен напоминают классический Air. Чем вы вдохновлялись и что слушали во время записи?

Air: Цветная версия фильма напоминает мне Лондон 60-х и обложку «Sgt. Pepper», так что, я думаю, музыка навеяна той эпохой, такое настроение было у нас при просмотре фильма. В то время мы слушали много новой музыки, а также классику… много новых групп. Ariel Pink, Victoria Legrande (из Beach House, вокалистка на альбоме).

Боюсь, что такой органичный, но в то же время плотный по звуку многослойный альбом вы вряд ли сыграете живьем во время показа фильма, как в старые добрые времена. Но искушение было?

Air: Да… но не сейчас. Но такую возможность можно серьезно рассмотреть, потому что это нетрудно – это просто 14-минутный немой фильм, под который можно что-то сыграть.

Нет, планов на живое исполнение или тур нет. И мы были в туре в прошлом году, так что возьмем паузу, потому что публика пока сыта нами. Мы напишем что-то новое, не саундтрек, а песни. Вы увидите новую сторону Air.

Опубликовано: 10.02.2012 в 14:58

Автор:

Категории: ИноСМИ

Тэги: