Coldplay «Mylo Xyloto»
Как остроумно подметил Гегель, «История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса». Если перефразировать данный тезис касательно истории рок-музыки, мы сможем увидеть что великое «британское вторжение» шестидесятых сквозь десятилетия отразилось несколько сумбурным эхом стиля брит-поп в девяностых. Музыковеды любят делить данное музыкальное течение на четыре стадии: предтеча восьмидесятых (The Smiths, The Stone Roses), апофеоз в первой половине девяностых (Oasis, Blur, Pulp, Suede), «вторая волна» в конце девяностых (Travis, The Verve) и наконец «новое поколение» английских рок-групп начала нулевых. Далее последовало возрождение гаражного инди-рока и прочие призраки в духе Пита Доэрти — но сейчас не об этом.
Группу Coldplay собственно можно отнести к «новому поколению» английских музыкантов, наряду с Keane, Starsailor, Athlete и прочими прекрасными коллективами. Их дебютный альбом «Parachutes» был абсолютно очарователен в своем минимализме и светлой меланхолии. Действительно, Coldplay играли совершенно аутентичный гитарный брит-поп, разве что более печальный и интровертный, и, конечно же, волшебно мелодичный. Я помню момент, когда товарищ записал мне 90-минутную кассету — подборку лучших песен Radiohead, причем подборка была составлена по принципу «от простого к сложному». К концу второй стороны многострадальной кассеты шли какие-то уж совсем безумные электронные коллаборации Тома Йорка с собратьями по психоделическому цеху, и вдруг, как луч света в темном царстве, прозвучали три красивые и спокойные песни. Спросив у товарища, с какого же альбома эти восхитительные песни Radiohead, я получил неожиданный ответ — это были «в дописку» несколько песен новой английской группы Coldplay.
После этого группа Coldplay прочно заняла свое почетное место в моем личном пантеоне любимых новых групп, а альбом «Parachutes» был заслушан до царапин на диске (дыра там уже была). К сожалению, второй их релиз «A Rush of Blood to a Head» оказался более громоздким, задушевная меланхолия пропала. Однако совершенно неожиданно этот альбом, что называется, «выстрелил»: Coldplay приобрели некий трансатлантический пафос, и вместе с тем, показушную антиглобалистскую позицию. Вот так бывает иногда — группа, чьи песни тебе безумно нравятся и являются откровением, прозябает во вторых эшелонах (яркий пример — Mansun и Kula Shaker), некая же достаточно вторичная продукция нежданно-негаданно занимает первые места в чартах и активно потребляется населением.
На третьем альбоме, озаглавленном приятно для русского уха и глаза «X&Y», Coldplay достигли необходимой гармонии между своим стремлением потрясти умы прогрессивного человечества и умением просто писать красивые песни. Действительно потрясающие и душевные мелодии были уместно украшены пафосными аранжировками, а альбом производил впечатление «великого», тем более, что так называемые «великие альбомы» в наше время выходят не так часто, если не сказать — никогда (из последнего можно вспомнить разве что «OK Computer» и «Urban Hymns»).
С выходом «X&Y» группа окончательно забронзовела, Крис Мартин повесил себе разноцветные тряпки на руки, вещая о судьбах мира наперебой с Боно. Таким образом, сомнительная эстафета стадионного рока 80-х была подхвачена сим кучерявым невзрачным молодым англичанином, в юности сильно напоминавшим Андрея Макаревича.
Надо признать — там, где начинается политика, заканчивается музыка. Например, некоторые альбомы U2 последних двадцати лет трудно воспринимать без иронии и зевоты (в частности, «Zooropa» и «No Line on the Horizon»), да и, например, если отделить сольное творчество Джона Леннона от политизированных плевел, то сухого мелодического остатка будет не так уж много. Когда же группа Coldplay из талантливой и даже несколько чеховской лирики превратилась в некий глобальный и гигантоманский манифест, иллюстрируемый лошадиными прыжками вокалиста по сцене — её магия закончилась, а постоянное присутствие Криса Мартина со своей женушкой Гвинет Пэлтроу в светской хронике также добавляло раздражения.
Вообще, наблюдая за всей этой шумихой, заинтересованного наблюдателя не покидало некоторое ощущение сюрреализма. Вот есть, например, великолепная группа Keane — стадионные мелодии и мощный вокал способны потрясти даже искушенного меломана, есть, что уж там далеко ходить, те же Radiohead, которые по глубине мысли и разрушительным инновациям заткнут за пояс, пожалуй, всю английскую музыку вместе взятую. Тем не менее, стадионов в Америке они не собирают, а рядовой потребитель даже не знает, как зовут жену Тома Йорка (на заметку – его гражданскую жену зовут Рейчел Оуэн, и у них уже, кто бы мог подумать, двое детей). Однако именно Coldplay стали буревестником нового «британского вторжения». Впрочем, чтобы не быть чрезмерно придирчивым, данный статус вполне заслужен, ведь таланта писать прекрасные хитовые песни у этих парней никто не отнимал.
Таким образом, к своему четвертому релизу Coldplay подошли во всеоружии, имея в активе: дебютный спокойный акустический альбом, матерый роковый второй и пафосный зрелый третий альбомы. Что делать дальше? Правильно — нужно уже экспериментировать. Под знамена продюсирования вновь был призван Брайан Ино, арсенал используемых инструментов и звуков значительно расширился, а в головах музыкантов вызрела новая концепция подачи материала и сочинения песен. Итогом стал прекрасный альбом «Viva la Vida or Death and All His Friends», занявший первые места в большинстве чартов мира, обласканный премией Грэмми и окончательно сделавший Coldplay английской группой №1 в мире. Господа, а прошло то всего лет 8, начиная с их тихого дебюта и неуверенных выступлений в клубах.
Итак, 24 октября 2011 года, после долгого ожидания, Coldplay явили миру свой пятый номерной альбом. Безусловно, сложно писать рецензию на новый альбом статусной и практически культовой группы — с одной стороны, не стоит многого ожидать и расстраиваться, что завышенные ожидания не оправдались, с другой стороны — хочется избежать априори излишне восторженной оценки.
Нельзя пройти мимо факта, что альбомы, которые замышляются как «непростые» и с претензией на некую «великую сермяжную правду», отличает несколько признаков: непонятная обложка, еще более непонятное название и, как правило, претенциозное инструментальное интро. Все это с лихвой присутствует и в новом альбоме Coldplay — несуразное название «Mylo Xyloto», странная минималистичная обложка и конечно же необязательное инструментальное интро. Идущий следом второй трек — «Hurts Like Heaven» — записан в неком новомодном смешении электро-инди, да и вообще весь альбом отличает некий суховатый электронный саунд и весьма странный мастеринг. Если, например, «X&Y» был поистине масштабным роковым альбомом, с атмосферными звенящими гитарами и стадионной ритм-секцией, и даже в «Viva la Vida…» были крепкие гитарные номера, как например «Violet Hill», то «Mylo Xyloto» весь выдержан в минималистичном электро-клэш стиле: что-то между Royksopp и завязшим в зубах Тимбалэндом. Здесь вы не услышите мощный рабочий барабан или какие-нибудь космические гитарные риффы Джонни Бакленда. Все звучит именно в стиле 2011 года — вся потаенная грусть Туманного Альбиона испарилась, подобно тому же зябкому туману над сонной Темзой холодным лондонским утром.
Однако третья песня альбома, которая называется «Paradise», безусловно записана в лучших традициях старых и довольно добрых Coldplay – отличный припев (с обязательно присутствующей распевкой для десятков тысяч людей на стадионах) и монументальная аранжировка заставляют вспомнить времена, когда трава была зеленее, а слово Gaga ассоциировалось только с одноименной нетленкой гениальных Queen.
Следующая песня «Charlie Brown» напоминает времена «X&Y», те же помпезные гитары и въедливый проигрыш, вероятно отлично громыхающий в стадионном масштабе. Идущая следом «Us Against the World» продолжает линию эпигонства группе U2 – начальный гитарный перебор записан абсолютно в духе «The Joshua Tree». Интересно, кстати, что продюсеры оставили явную ошибку гитариста на 22-ой секунде трека. Песня вполне душевная, и наверняка из нее получился бы отличный дуэт с Боно – благо, что бэк-вокал в терцию присутствует и фирменная хрипотца вокалиста U2 была бы вполне в кассу.
Инструменталка «M.M.I.X», как некий антракт, открывает вторую половину альбома где следом резкий старт с места в карьер берет дебютная сингловая «Every Teardrop Is a Waterfall», успевшая уже надоесть своей бесконечной ротацией на европейских музыкальных каналах. Надо признать, что клип на эту песню сделан со вкусом и создает некий тренд, думается, что красивые краски и оригинальная раскадровка будут еще не раз скопированы другими коллективами. Насколько безумный интровертный танец Тома Йорка в песне «Lotus Flower» был оригинален и интересен, настолько в клипе «Every Teardrop Is a Waterfall» импрессионистские мазки красок смотрятся свежо и модно.
«Major Minus» выделяется оригинальной пульсацией, кстати, до боли напоминающей тех же поздних Radiohead, думаю, что Том Йорк отлично сплясал бы под эту песню в пустой холодной квартире, навевающей мысли о скором истечении жизни и мучительной сущности бытия, кровоточащей изо всех пор сознания (шутка!). «U.F.O.» звучит на этом фоне, как некий глоток свежего воздуха – по духу это даже несколько пинкфлойдовская акустическая интерлюдия времен творческого монополизма Роджера Уотерса.
Далее идет интереснейшая песня «Princess of China», украшенная вокалом небезызвестной барбадосской старлетки Рианны. Собственно этот дуэт и показал вектор направления развития группы Coldplay – новомодный электронный звук и ориентир на меломанское большинство Соединенных Штатов Америки. Если читатель думает, что сейчас рецензент даст волю своей неуемной желчи, вещая о предательстве идеалов брит-попа и духа старой доброй Англии, то он глубоко ошибается. Песня-то неплохая и хитовая, Рианна порадовала своим душевным интонированием, да и мерзкая хрипотца в ее голосе сведена к минимуму – может же когда хочет!
«Up in Flames» примечательна своей ритм-секцией в духе «Kid A», следующий трек «Hopeful Transmission» является той же необязательной, но без сомнения весьма концептуальной инструменталкой (может у Coldplay в контракте оговорено количество треков на новых альбомах?). «Don’t Let It Break Your Heart» вносит разнообразие в эту монотонность своим бодрым ритмом и прямой бочкой, а песня «Up with the Birds» служит необходимой релаксационной и лирической кодой.
Что же можно сказать, прослушав этот альбом от начала до конца? Для начала нужно отметить, что альбом «цепляет» не с первого раза, тем самым слушая его раз за разом, пытливый меломан может раскрыть новые грани замысла музыкантов и все-таки полюбить новые песни, однако, будем честными до конца, это, пожалуй, самый слабый альбом Coldplay. Хотя бы потому, что все их прошлые релизы были достаточно, а порой очень высокого уровня. Рано или поздно конвейер Криса Мартина и сотоварищей должен был дать сбой – что и показала весьма противоречивая критика этого альбома в зарубежной музыкальной прессе.
Опять же, никто не умаляет заслуги как этой прекрасной группы, так и этого, без сомнения, достойного нового альбома. Однако слишком большие надежды были и будут возложены на хрупкие плечи этих сентиментальных английских парней, которые, возможно, были более искренни и открыты, когда записывали свой дебютный альбом с такими пронзительными и гениальными песнями как «Yellow» и «Everything’s Not Lost». Что же Coldplay грядущий нам готовит?
Услышим.