Святослав Вакарчук «Брюссель»

Святослав Вакарчук / Брюссель — Брюссель

Тесная взаимосвязь между ментальными особенностями того или иного этноса и музыкой, которую он создает – благодатная тема для искусствоведческой дискуссии. В чем причина минималистичной русской распевности и хаотичных индийских гармоний, почему латиноамериканская музыка настолько ритмична и жизнерадостна, а японские мотивы настолько интровертны и спокойны? Исследованию этого феномена можно посвятить всю свою жизнь, мы же, как простые обыватели, можем только порадоваться яркому разнообразию национальных мелодий.

Если во времена СССР каждая из республик имела своих музыкантов-фронтменов (Эстония – Тыннис Мяги, Белоруссия – «Песняры», Грузия – Вахтанг Кикабидзе и т.д.), то с распадом Союза национальный колорит мелодий братских народов был утерян, а Россия погрузилась в бездонный мир так называемого «русского рока», а также бессмысленной и беспощадной «русской попсы». Нисколько не умаляя достоинств многих профессиональных российских музыкантов того и нашего времени, а также не забывая о некоторых безусловно достойных отечественных рок-коллективах, отметим, что у нас уделяется недостаточно внимания техническому оснащению музыканта, равно как и аранжировочным изыскам. Простая мелодия, три-четыре аккорда, непритязательный, но душевный текст, будоражащий скрытые архетипы русского индивида, но при этом достаточно скромное инструментальное обрамление и минимальная студийная работа.

В конце девяностых наблюдался некий ренессанс рок-музыки в бывших союзных республиках: в Белоруссии появился Ляпис Трубецкой, в Молдавии — Zdob si Zdub, а на Украине вовсю заявили о себе множество коллективов, в первую очередь — Вопли Видоплясова и Океан Ельзи, причем, в музыке последних безусловно слышались англофильские нотки. Еще через несколько лет «украинская рок-сцена» окончательно стала самодостаточным и уникальным музыкальным явлением: группы 5’nizza, Lюк, Ундервуд и многие другие были феноменом на фоне достаточно серой российской музыкальной действительности. Неужели в воздухе Украины есть действительно что-то, что дает особое чувство мелодизма и внимание к деталям?

Запись альбома Брюссель в ICP Studio (Бельгия)

Запись альбома Брюссель в ICP Studio (Бельгия)

Вокалист группы Океан Ельзи Святослав Вакарчук обладает действительно выдающимся мелодическим талантом, а если помножить его эпигонство The Beatles и Queen на безусловное знание украинских народных мелодических традиций и душевный закарпатский колорит, то результат становится совершенно феноменальным. Каждый последующий альбом Океана Ельзи являл все более красивые, прекрасно записанные и не по-русски сложные песни. Кроме того, Вакарчука отличает удивительная творческая активность: мало того, что альбомы Океана Ельзи выходят с завидной регулярностью и неизменно высоким уровнем качества, он умудряется организовывать и иные творческие проекты, объясняя это тем, что «В группе мы все делаем вместе, и каждый из пятерых участников Океана Ельзи оказывает влияние на конечный результат. Это — коллективное творчество, и было бы неправильно продвигать свои музыкальные идеи, если они не находят поддержки остальных участников группы. Для реализации таких идей и существуют сольные проекты. Тогда ты сразу задаешь нужное направление и вместе с приглашенными музыкантами его реализуешь, развиваешь».

Первым самостоятельным опусом Святослава стал сольный альбом «Вночi», выпущенный в 2008 году. Данную запись отличали мягкие джазовые аранжировки, а также широкое применение разнообразных этнических инструментов. Этот альбом показал, что Вакарчук может легко сочинить не один десяток песен, которые прекрасно украсили бы репертуар его основной группы Океан Ельзи, однако он может позволить себе роскошь экспериментировать с новыми мелодиями.

И вот, в прошлом году появились известия о том, что Святослав Вакарчук собирает новый музыкальный проект под названием «Брюссель». Состав музыкантов приятно удивил: бывший участник вышеупомянутого дуэта 5’nizza Сергей Бабкин, гитарист Океана Ельзи Петр Чернявский (на этом альбоме взявший на себя функции бас-гитариста), бывший клавишник Океана Ельзи, Земфиры и Esthetic Education Дмитрий Шуров, а также востребованный украинский барабанщик Максим Малышев.

Запись альбома Брюссель в ICP Studio (Бельгия)

Запись альбома Брюссель в ICP Studio (Бельгия)

Надо сказать, что данный пестрый состав выдал поистине уникальный и очень разносторонний продукт, здесь даже не будет излишне громким сравнение с проектом Superheavy. От Вакарчука здесь — фирменные узнаваемые мелодии, Бабкин идеально дополняет драматический вокал Вакарчука своим спокойным и лиричным баритоном, и, в отличие от плотного гитарного саунда Океана Ельзи, здесь на первом плане — клавиши Дмитрия Шурова, что придает дополнительную меланхолию общему саунду альбома.

Уже начиная с первой песни «Airplane» мы можем оценить оригинальную флейту в проигрыше, запоминающийся простой припев и текст на английском – неплохая заявка на то, чтобы проект стал интернационально популярным. Вторая песня — «Адреналін» – бодрый номер с интересной ритм-секцией, ну и тут вовсю можно оценить, насколько интересно сочетаются такие разные вокалы Вакарчука и Бабкина. «Come To Me Baby» – второй англоязычный номер на альбоме, собственно он и показывает, что Брюссель сочиняют и играют на западном уровне, а сама «Come To Me Baby» вполне могла бы украсить репертуар многих новоявленных английских инди-групп, если бы не была настолько по-украински мелодична.

Песня «Дощ» — лирическое воспоминание об альбоме «Вночi». Снова хочется отметить непременные клавиши, которые стали характерной и весьма привлекательной приметой всего проекта Брюссель. «Дай мені чистої води» – великолепная песня, все характерные составляющие Брюсселя налицо – надрывный хриплый вокал Вакарчука, поддерживающий его уверенный голос Бабкина, космические клавиши, задушевный куплет и драматический припев, очень глубоко и искренне.

«Заплети (у свої коси ніч)» – яркий пример того интересного мелодического синтеза Вакарчука, о котором было сказано выше, эта баллада вполне могла бы присутствовать на первых сольных альбомах Пола Маккартни, только слишком уж явно здесь ощущаются западно-украинские корни Святослава, что безусловно придает дополнительное очарование этой прекрасной песне. «Не плач» – пожалуй, лучшая песня на этом альбоме, прекрасная мелодия в лучших традициях Океана Ельзи, душещипательная нарастающая кода – именно после прослушивания этого трека понимаешь, какова пропасть между русской и украинской музыкой, причем сравнение не в пользу наших сингеров-сонграйтеров.

Запись альбома Брюссель в ICP Studio (Бельгия)

Запись альбома Брюссель в ICP Studio (Бельгия)

Песня «Зелений чай» отдана на откуп Сергею Бабкину, который поет здесь основную партию. Остается только помечтать о том, чтобы его участие в проекте Брюссель было более заметным в плане авторства, так как этот трепетный блюз приятно выделяется из общей канвы альбома, создавая неповторимое ощущение тихой грусти и светлой задумчивости. Как контраст, следом идет «Цунамі», наверное самая «океановская» песня по напору и узнаваемому мелодизму, лишь небольшой вокализ Бабкина в середине придает треку некую неземную печаль и глубину.

«В останній момент» – сокровенный драматический номер, украшенный теми же незаменимыми форепианными эскападами Дмитрия Шурова; в треке «Моя планета» Вакарчук уже без стеснения дал волю своей битломании, и украсил эту про-британскую балладу узнаваемыми подпевками в духе альбома «Abbey Road». Ну а песня «Де я» является достойным завершением этого прекрасного и удивительного альбома – волнительное настроение, которое появляется при прослушивании первой песни Брюсселя, не исчезает, а лишь усиливается вплоть до самого финала, который ставит точку на высокой ноте и оставляет слушателю в подарок долгое и приятное послевкусие.

Подводя итог, хочется сказать, что «Брюссель» приятно удивляет: это действительно свежая, сильная и интересная работа. Восхищает композиторская работоспособность Вакарчука и создавшаяся химия отношений между музыкантами. А Украина становится музыкальным центром притяжения бывшего СССР, именно здесь рождаются наиболее интересные коллективы, которые звучат и записываются на западном уровне.

Фото со страницы проекта Брюссель в Google+.

Приобрести альбом можно онлайн: www.brussel.okeanelzystore.com

Официальный сайт группы Океан Ельзи: www.okeanelzy.com

Группа Океан Ельзи выступит с концертом в Москве на сцене концертной площадки «Stadium Live» в день ее открытия — 11 февраля 2012 года.

Запись альбома Брюссель в ICP Studio (Бельгия)

Запись альбома Брюссель в ICP Studio (Бельгия)

Опубликовано: 26.01.2012 в 13:42

Автор:

Категории: Рецензии

Тэги: ,